www.bdwmv.de

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅ

Статьи (Обзор)

Родион Колышко: Чем на самом деле для рынка труда является госзаказ в Украине?


Начало XXI века ознаменовалось ростом внимания общества к высшему образованию, модернизация которой стала объективной необходимостью. Однако, как констатируют эксперты и работодатели, высшее образование в Украине, в последние десятилетия, стала менее качественной. Подавляющее большинство выпускников вузов проявляются или не конкурентоспособными на рынке труда, или вообще не востребованными.

Что же думают работодатели о реформировании системы высшего образования в Украине и количество и качество нововведений, которые предлагают три зарегистрированных в парламенте законопроекта о высшем образовании? Об этом с изданием "Власть денег" поделился директор департамента развития трудового потенциала Федерации работодателей Украины Родион Колышко.

Какой из зарегистрированных в Верховной Раде законопроектов о высшем образовании поддерживает Федерация работодателей Украины?


Родион Колышко: Ни один из проектов не является идеальной моделью. Но правильные положения имеющиеся во всех трех. В частности, везде упоминается национальная рамка квалификаций (прим. авт. Перечень навыков и компетенций, которыми должен обладать человек на том или ином этапе образования). Положительно в них и то, что уровень "младший специалист" исключается из системы высшего образования. Не может быть "незаконченного высшего образования", не может быть первой ступени высшего образования, когда люди, якобы выходят на рынок труда с высшим образованием, получают места квалифицированных рабочих. Мы обманываем сами себя: это не высшее образование. В этом контексте мы приветствуем еще и инициативу Министерства образования, которое создало рабочую группу по написанию закона о профессиональном образовании. В МОН, очевидно, тоже понимают, что младший специалист "не выживет" в системе высшего образования, но поскольку мы никуда не можем деть около 1000 учебных заведений, которые готовят младших специалистов, необходимо хотя бы найти им адекватное правовое поле.

Что положительного вы бы выделили в каждом конкретном законопроекте?

Родион Колышко: В законопроекте Балоги-Згуровского очень важной, с точки зрения работодателей, является привязка уровней высшего образования в рамки квалификаций. Например, уровень бакалавра четко соответствует 6-му уровню Национальной рамки квалификаций. Эта связь очень эффективен, так как любая программа довузовской подготовки должна опираться на рамку квалификаций. Еще один важный момент - это система независимой оценки качества высшего образования. С нашей точки зрения, она наиболее полно представлена ​​в законопроекте Гриневич. Сейчас в Украине ее фактически нет.

- Распределение госзаказа ни в одном из законопроектов не изложены, с нашей точки зрения, корректно. Нам нужно четко определить, чем являются те деньги, которые тратятся по системе госзаказа: государственной помощью на получение образования или оплатой подготовки специалистов для государства, например? Ведь государство является крупнейшим работодателем, и ей нужно готовить учителей, врачей, милиционеров, юристов и экономистов. Но есть исключительно коммерческие специальности, которым нет применения в государственной сфере. И финансирование их нужно называть не госзаказу, а как-то иначе. Ни один из зарегистрированных законопроектов не учитывает этой разницы. Мы за то, чтобы деньги из государственного бюджета расходовались эффективно. Если речь идет только о подготовке кадров для нужд государства, то все хорошо. Но если это фактически безвозмездное финансирование подготовки работников, востребованных на рынке труда, то мы настаиваем на том, чтобы участвовать в формировании приоритетов такого государственного заказа. В существующих законопроектах мы не видим механизма такого воздействия. Госзаказ должно формироваться НЕ учебным заведением, исходя из потребностей поддержания его жизнеспособности. Мы должны говорить о том, какие специалисты нужны рынку труда.

Какое место работодателей в системе высшего образования?


Родион Колышко: К сожалению, ни один из законопроектов практически не стимулирует работодателей участвовать в формировании учебных программ. Номинальное привлечения работодателей к Аккредитации вузов - только вершина айсберга: работодатель должен принимать участие в жизни учебного заведения, потому что без реальной связи с рынком труда его существования бессмысленно. Это может быть вхождение работодателей в наблюдательный совет, установления сотрудничества с ними для прохождения практики студентов, участие в их оценке - и не только на финальном этапе. Нам любят "напоминать", что мы возглавляем экзаменационные комиссии, особенно в учебных заведениях в сфере профтехобразования. Но на что мы можем в них повлиять, когда люди уже фактически получили образование? Сказать: "Извините, вы нам не подходите"? Участие работодателей должна быть не одноразовой акцией, а систематической планомерной работой.

 

Написано: Юлия Бенцлер от 2013.05.14


  

 

 

 

Печать | Федерация работодателей Киева © 2010-2024 | О ФРК